Нюансы международных грузоперевозок железнодорожным транспортом

Июн 5, 2015

Статьи » Нюансы международных грузоперевозок железнодорожным транспортом

Одной из важнейших задач обеспечения доставки грузов является минимизация временных и материальных затрат. Грузоперевозки ж/д транспортом позволяют добиться значительной экономии средств, особенно когда речь идет о международных операциях. При этом немаловажную роль играют и такие факторы, как гарантия сохранности груза, минимальное число простоев, вызванных ухудшением погодных условий, обеспечение быстрой доставки при значительных расстояниях, возможность перевозки нестандартных (крупногабаритных, сверхтяжелых, опасных и ценных) грузов.

Правовые аспекты международных перевозок

В настоящее время международные правила транспортировки грузов по железным дорогам в Европе регламентируются последней редакцией «Бернских соглашений» (КОТИФ - Convention relative aux transports internationaux ferroviaires), принятой в 1999 году, а точнее ее приложением МПК, действующим в части перевозки грузов.

Конвенция устанавливает правила и нормы по всем жизненно-важным для грузоперевозок вопросам, в частности:

  • Определяет список путей и магистралей, на которых действуют ее положения (российские железные дороги, в силу того, что страна не ратифицировала конвенцию, в этом списке отсутствуют);
  • Регламентирует сроки и скорость доставки грузов (устанавливают суточную норму пробега на уровне 400 км для высокоскоростных дорого и 300 – для дорог с малой скоростью движения);
  • Требует применения специальной формы транспортной накладной, оформление которой производится непосредственно на таможенном пункте пропуска (выполнение этих норм касается в первую очередь компаний, предлагающих услуги по таможенному оформлению грузов);
  • Устанавливает порядок предъявления претензий компании-перевозчику и возмещения понесенного ущерба грузовладельцу в случае нарушения правил транспортировки.

На территории России и стран СНГ, а также некоторых других стран (например, Иран) действуют альтернативные международные соглашения - СМГС

Некоторые технические проблемы международных железнодорожных перевозок

Компании, осуществляющие международную доставку грузов железнодорожным транспортом, могут столкнуться не только с юридическими проблемами или издержками бюрократии. Существует и реальная техническая проблема, которая заключается в отличии ширины железнодорожной колеи (в частности, различные стандарты приняты на территории Европы, бывшего СССР, некоторых азиатских стран). Актуальна эта проблема для перевозчиков, осуществляющих регулярное сообщение с Европой, а также для крупных города азиатской части России (Красноярск, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Кемерово, Владивосток, Хабаровск, Новосибирск), ж/д перевозки в/из которых осуществляются в Китай и станы Юго-Восточной Азии.

Решение проблемы известно - замена колесных пар при пересечении границы или перегрузка содержимого на подвижной состав соответствующего стандарта. Естественно, это создает требующие учета дополнительные задержки в транспортировке, хотя их длительность относительно невелика.